Как правильно зарядить АКБ?

Как правильно зарядить АКБ?

14.12.2015

Заряд при постоянстве тока

Заряд производится при постоянном токе, равном 1/10 ёмкости батареи. То есть, если мы заряжаем батарею с ёмкостью 60 А*ч, ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания этого значения в течение всего процесса заряда необходимо использовать специальные зарядные устройства с ручным управлением величиной зарядного тока или с функцией стабилизации тока в автоматическом режиме.

Ручное управление током может быть с плавной или ступенчатой (в зависимости от зарядного устройства) регулировкой его значения. В случае ступенчатой регулировки, возможно, не удастся точно выставить величину тока равного 1/10 ёмкости батареи. В этом случае необходимо установить начальный ток заряда больше номинальной ёмкости батареи (6-8 А для батареи с ёмкостью 60 А*ч).

В процессе заряда сила тока постепенно уменьшается. Следовательно, необходимо контролировать и регулировать зарядный ток, удерживая его на заданном значении. Это связано с тем, что аккумуляторная батарея имеет внутренне сопротивление и по мере увеличения заряженности АКБ сопротивление увеличивается.

При постоянном значении тока, происходит постепенно увеличение зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 15-15,5 В - начнётся активное газовыделение (кипение АКБ). Следовательно необходимо уменьшить ток в 2 раза от начального(3 А для батареи ёмкость 60 А*ч) и продолжить заряд. (см. рисунок 1)


рисунок 1

 

Для необслуживаемых батарей (не имеющих пробок для доливки воды), целесообразно, при достижении напряжения 15-15,5 В, уменьшать величину тока в четыре раза
(1,5 А для батареи ёмкостью 60 А*ч).

Проверить уровень заряженности АКБ можно по плотности электролита в банках или с помощью нагрузочной вилки. Предварительно обесточив прибор и отсоединив его от аккумуляторной батареи. Батарея считается заряженной при силе тока меньше 1 А, и напряжении на клеймах аккумуляторной батареи 14,4 – 14,8 В.

Недостаток данного метода. Необходимость постоянного контроля и регулирования заданного тока, а также газовыделение (кипение АКБ) в процессе заряда.

 

Заряд при постоянстве напряжения

При этом методе заряда напряжение подбирается в зависимости от разряженности и износа АКБ. Необходимое значение напряжения определятся разработчиками аккумуляторных батарей и на их требования ориентированы современные зарядные устройства. Рекомендуется устанавливать напряжение 14,4 - 14,6 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока снижается. При токе менее 1 А необходимо повысить напряжение до 15 - 15,5 В для более глубокого заряда аккумуляторной батареи.

Недостаток данного метода. Необходимость очень точного подбора напряжения заряда. При низком напряжении – батарея недозарядится, при высоком – будет активное газовыделение (кипение АКБ) и перезаряд.

 

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле её заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,6 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. Превышение данного порога может привести к выходу из строя электроники автомобиля. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливают свою ёмкость после разряда. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%. если напряжение на клеммах батареи равно 14,6 В при работающем двигатели. Поэтому в условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках двигателя, коротких пробегах) необходимо периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства.

 

Комбинированный метод

Данный метод представляет собой сочетание способов заряда при постоянном токе и постоянном напряжение. Он воплощён в зарядных устройствах с режимом «Автомат». Требуется только установить начальный ток (равный 1/10 ёмкости АКБ). Прибор будет автоматически поддерживать его на заданном значении. При достижении напряжения 14,4 В зарядное устройство переходит в режим стабилизации этого напряжения. При этом ток начинает уменьшаться. (см. рисунок 2)


рисунок 2

 

Этот режим можно использовать для хранения аккумуляторов с компенсацией тока саморазряда.  

Однако следует отметить, что для максимально быстрого и полного заряда АКБ – оптимально иметь зарядное устройство, как с ручным, так и с автоматическим режимом управления. По завершению заряда в автоматическом режиме, рекомендуется в ручном режиме произвести дозаряд с напряжением 15 – 15,5 В.

Чем это выгодно?

 

В данной статье изложены общепринятые (классические) методы заряда аккумуляторной батареи. Однако перед тем как начинать зарядку рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации (как производитель рекомендует заряжать АКБ). Так же очень полезно будет прочитать паспорт зарядного устройства. Обладание этими необходимыми знаниями позволит Вам максимально быстро и успешно зарядить аккумулятор. Не следует забывать и про технику безопасности. Дело в том, что в процессе заряда в батареи начинается электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите (кипение АКБ). При этом выделяются газы: водород и кислород. Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой взрывоопасную смесь. Поэтому нельзя допускать искрообразование вблизи аккумуляторной батареи.




Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий



> ГАРАНТИЯ ДО 5 ЛЕТ <

Лучший российский аккумулятор 2015 года.

«ЗВЕРЬ» компании «Аккумуляторные технологии» в очередной четвёртый раз подтвердил звание лучшего российского аккумулятора – абсолютного чемпиона тестов (среди российских марок).

Подробнее

Аккумулятор года 2014.

Автомобильные аккумуляторы «АКТЕХ» завоевали титул «Аккумулятор года для отечественных автомобилей». 

Подробнее

Читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Полезная информация

Наш рейтинг 4.8 (Голосов: 3)
Все отзывы